Совсем недавно – в 2016 году рынок столкнулся с обязательной электронной маркировкой одежды их натурального меха и кожи. И уже с июля 2018 года надзорные органы планируют ввести аналогичную маркировку всей обуви из натуральных материалов – кожи, замши, нубука.
Чипирование или маркировка обувной продукции, прежде всего, преследует цель легализации рынка, снижение количества контрафакта, а также повышения сбора налогов с данного сегмента рынка.
Предполагается, что электронный код будет содержать следующую информацию: название производителя, его адрес, номер партии, дату выпуска, товарный знак, информацию и материал и гарантии на товар. Таким образом, проверить подлинность изделия и его качество можно будет не отходя от прилавка.
До конца 2018 года все мероприятия по введению электронной маркировки товаров носят экспериментальный характер. Это означает, что соответствующие госорганы в этот период будут приводить в порядок законодательную базу, а также собирать данные об эффективности чипирования. Все это станет базой для полноценного развернутого и обязательного чипирования обуви в 2019 году.
Технология чипирования включает в себя нанесение на товар и упаковку специального кода в формате Datamatrix. Данный код позволяет проследить все передвижения товара. Информация, зашифрованная в нем, обязана совпадать с данными, переданными в проверяющие органы. Последняя точка контроля чипа осуществляется в момент продажи обуви розничному покупателю через онлайн-кассу.
Стоит отметить, что Россия одна из последних экономик мира вводит чипирование продукции. Уже более 10 лет подобная система действует в Китае, европейских странах, Турции, Бразилии. Большинство мировых брендов по собственной инициативе во избежание подделок и реплик наносят на свою продукцию QR-код.
Защита от контрафакта, который априори всегда предлагает значительно более низкие цены, позволит добропорядочным производителям получить реальные шансы на успех на обувном рынке. Сегодня подавать реплику или оригинальный продукт – исключительно выбор продавца, и к сожалению, далеко не всегда до покупателя доводится информация, что именно он покупает – бренд или подделку под успешный бренд.
Отмечается, что электронная маркировка обуви также позволит защитить права покупателя, так как на чипе будет записана вся информация о производителе. Таким образом, проверить подлинность изделия и его качество можно не отходя от прилавка.
Однако уже сейчас крупные производители, отмечая необходимость маркировки кожаной обуви, говорят о том, что данная процедура увеличит отпускные цены, и как следствие, приведет к росту цен в рознице. Оценки роста цен расходятся в диапазоне от 10 до 15% для разных ценовых сегментов обуви.
Кроме того, отмечается, что для некрупных производителей, для семейных предприятий, которые в массе своей как раз и специализируются на производстве обуви из натуральных материалов, закупка специального оборудования для чипирования изделий повлечет довольно серьезные расходы, которые в итоге лягут на плечи потребителей, а также серьезно осложнят ведение бизнеса малым производствам.
Что можно посоветовать в сложившейся ситуации? Обезопасить себя от повышения цен не сможет ни один владелец розничного магазина. Однако рекомендуем сотрудничать с проверенными временем поставщиками, которые будут максимально ориентированы на удержание прежнего уровня цен для опта.